Электронная книга покупок и очередной “конец” “обналички”
2014-10-28 от Дубровин О.Н.
Как обычно, в вопросах налогообложения 1 января очередного года - очередной рубикон: вступают в силу очередные изменения в Налоговый кодекс. (Очередные,потому что это происходит каждый год. А 1 января - потому что в силу требований ст. 5 НК РФ законодатель может вводить их не раньше 1 числа налогового периода, а по многим налогам налоговый период год.)
С 1 января 2015г. нас ждет “электронная книга покупок” - вступает в силу пункт 5.1 ст. 174 НК РФ, введенный Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ред. 21.07.2014))
Указанной нормой предусмотрено: “В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.”
У многих предстоящее нововведение вызывает панику граничащую с ужасом - “всё, закончилась обналичка”
Понятно, что любимый и основной метод уклонения от уплаты налогов в стране - это непобедимый “обнал”. Когда-то давно, в далёком 2006г., после появления Постановления Пленума ВАС РФ №53 от 12 октября 2006г. я имел имел наглость заявить, что “обнал” в России закончится.
Я был молод и горяч, я был наивный нанайский мальчик, я сильно ошибался и ничего не понимал в жизни и в собственной стране. “Обнал” не закончился, он первые годы даже не особо изменился. Потом в 2008-2010г. пошла волна проверок, по которым налогоплательщикам по стране были доначислены “многие миллиарды”, но при этом собираемость этих миллиардов была нулевая - наши любимые налогоплательщики дружно валились в банкротство, и бюджет ничего не получал.
Потом был 2011г., когда инструкция сверху предписывала быть акккуратней и не доначислять миллиарды, если их не собрать, и инспекторы при проверках стали вести себя более взвешено - “давайте доначислим что-то среднее, вы заплатите, и не будем сильно друг другу нервы портить” (это, конечно, не каждая проверка проходила - но как-то к тому среднее склонялось)
Всё это время “обнал” - жил и процветал. И никуда не девался. И стоил не дороже, чем раньше.
Все это время суды применяли Постановление Пленума ВАС РФ №53, применяли достаточно жестко - дела по “обналичке” налогоплательщиками выигрывались достаточно редко (как бы там не распускали перья в рекламных целях некоторые мои коллеги).
Потом был 2010г. - знаковое Постановление ВАС РФ по т.н. “Муромскому делу”. Потом было не менее значимое Постановление ВАС РФ по т.н “Удмуртскому делу”. Эти Постановления любимого и уже исчезнувшего ВАС РФ немного скорректировали практику, шансы выйграть “обнальное” дело в суде увеличились, но в целом практика на 90%-95% - в пользу налоговых органов (как бы, опять же, не распускали рекламные перья мои коллеги, желающие взять денег за заведомо проигрышное дело - работать-то по делу смысла нет, надо только вид делать для клиента, что ты бьёшься изо всех сил.).
Это все к чему - не нужно впадать в панику. Жизнь опять победит смерть неизвестным для меня способом ( (с) Даниил Хармс).
Давайте спокойно задумаемся, к чему это приведет.
1. Процедура поиска и выявления обнальных операций для налоговой существенно упростится - данные о покупках и вычетах по этим покупкам всех участников цепочки будут у налоговой в электронном виде.
Раньше, чтобы выявить всю цепочку от белой компании через “серые” “технические” фирмы и до “черной” обнальной, нужно было проводить камеральные проверки всех участников цепочки. Теперь не нужно - теперь все “в компьютере” будет.
Теперь - это условное “теперь”: я думаю, год им минимум понадобиться, чтобы выстроить всю систему по стране. И это оптимистичная оценка - массив по НДС данных по стране огромен, это нужно второй Гугль построить, чтобы можно было аналитику в масштабах страны делать нажатием одной кнопки (вот кто-то из айтишников денег на бюджете заработает!).
Ну и что? Да ничего особо и не изменится. Уже с 2006-2007г. все “продвинутые” налогоплательщики не пользуются напрямую услугами откровенных “помоек” - работают через т.н “серые технические ” фирмы (на жаргоне именуемые “прокладки”), которые “помойками” назвать сложно:реальный директор, сдаётся отчетность, платятся налоги, только в условно-маленьких объёмах.
Просто теперь цепочка станет длиннее - количество “прокладок” увеличат до 2-3 в цепочке. “Прокладки” будут закрывать гораздо быстрее.
2. Выбор у налоговых органов основной теперь - это на кого напасть:
- либо напасть с проверкой и доначислениями на “техническую” фирму, которая показала НДС к вычету по приобретению, который не сооответствует НДС с реализации у контрагента;
- либо нападать с проверкой и доначислениями на реальную белую компанию, которая выступает очевидным бенефициаром всей цепочки.
Выбор не самый лучший - 1. на “техническую” компанию сколько не нападай, у неё ничего нет. Плюс у неё наверняка коррупционное прикрытие. 2. На белую компанию-конечного бенефициара нападать не так то просто - её контрагент-”техническая” фирма всем признакам однодневки не отвечает.
Я думаю, будут пытаться нападать не белую компанию-бенефициара, где возможно.
Потому что не всегда возможно - иногда белая компания- бенефициар (наприер, нефтянная компания) работает с белой компанией-субподрядчиком (карманной компанией замдиректора), которая работает с белой компанией-субсубподрядчиком (карманной компанией еще кого-нибудь), которая работает с белой компанией-субсубсубподрядчиком (которая реально делает работу), которая работает с технической фирмой, которая работает с обналом.
Как в этой цепочке напасть на нефтянную компанию? Первые три уровня все “белые”, все директора придут в суд, дадут показания, что реально работа была. Как суду сказать, что необоснованная налоговая выгодаимела место быть, если пред светлыми очами судьи стоит директор субподрядчика и все подтверждает?
Вывод - страдать будут в основном те, кто реально делает работу. Потому что они реально и пользуются обналом - им надо чернорабочим работу наличкой оплачивать.
3. Никаких тектонических сдвигов в судебной практике по делам о необонованной налоговой выгоде в 2014г. не произошло. Судебная практика - конечный критерий истины в таком вопросе. А она не изменилась. Никаких поворотных “Муромских” и “Удмуртских” дел в 2014г. не было.
И навряд ли будет - потому что после “Муромского и “Удмуртского дела” наши институты права по борьбе с необоснованной налоговой выгодой вполне себе понятные и рабочие. Да, они не такие развитые, как в западных правопорядках, но они вполне в тренде этих правопорядков. Мы не изобрели ничего нового - мы идем тем путем, которым США и Европа прошли в 20 веке.
4. Изменится ли работа с “обналом”? (будь он неладен! надоело это слово).
Не знаю. Может быть, подорожает - тем более что Центробанк с утроенной силой закрывает мелкие банки, которые именно этим и промышляли.
Увеличится количество технических прокладок. Востребованы станут услуги по оперативной ликвидации.
В остальном - не вижу пока причин для революционных перемен.
Не исчезнет обнал. “Рок против наркотиков, пчелы против меда”. “Кто что охраняет, тот то и имеет” (С) М.М.Жванецкий. Обнал - часть коррупционного государства и общества. Так всем удобно - одни нарушают и имеют, другие покрывают и имеют.
Чтобы ушел обнал, нужно радикально снижать налоговую нагрузку - нельзя в развивающейся стране (а мы вроде в БРИКС входим, это якобы развивающиеся страны) держать ставки на уровне развитой экономики+еще создавать дикую нагрузку на бизнес за счет коррупции и административных барьеров. Плюс устраивать затратные проекты развлекательного характера (Олимпиады, Чемпионаты мира по футболу и прочее), на которые бюджет нужно тратить. Плюс платить 50 млн долларов в год руководителю государственной нефтяной компании.
В общем, ждем нового года и новых сюрпризов от родного государства.
Рубрика: Необоснов. налоговая выгода, Блог налогового юриста | Комментариев нет »